Дракон в китайской мифологииДраконы занимают в китайской мифологии очень важное место. Самого императора почтительно именовали «драконом»; изображениями драконов часто украшали стены китайских храмов. В Лазурного Дракона воплотился дух Тэн-кин-гона, великого полководца начала XIV века.
Китайский дракон (упр. 龙,трад. 龍, лун) — в китайской мифологии и культуре символ доброго начала ян (в отличие от дракона европейского) и китайской нации в целом, прочно ассоциирующийся со стихией воды.
В честь дракона установлен ежегодный праздник Драконьих Лодок – Дуань-у, еще его называют праздником «двойной пятерки», потому что отмечается он 5-го числа 5-го месяца по лунному календарю. В древности люди верили, что в этот день воздух наполнен отравляющими парами и злыми духами, и поэтому старались всячески уберечься: на дверь вешали изображение Чжун Куя, ветки персика или связки чеснока, чтобы отогнать злых духов, пили вино с реальгаром (это минерал с большим содержанием мышьяка), некоторые ели змей в качестве противоядия, детей одевали в одежду с изображением тигра, женщины носили котомки с реальгаром, повязанные куском красного шелка. На ночь помещения окуривали полынью, чтобы выгнать всю нечисть, а заодно и насекомых.
До нашего времени дошли многочисленные легенды происхождения праздника и традиции подавать на стол и дарить в этот день традиционное кушанье – цзунцзы (пирамидки из клейкого риса, обернутые тростниковыми или бамбуковыми листьями, чаще всего с начинкой из бобов), а также устраивать состязания в гребле на лодках.
читать дальшеОдна из легенд связана с именем Цюй Юаня. В Эпоху Воюющих царств был такой министр при дворе императора королевства Чу. Цюй Юань был мудрым и верным императору, но другие министры его не любили и всячески настраивали императора против него. Так в результате заговора Цюй Юань был обвинен в нарушении конфиденциальности и отправлен в изгнание. От несправедливости и выпавших на его долю тягот Цюй Юань бросился в реку, чтобы покончить с собой. Местные рыбаки пытались спасти его, день и ночь плавали они в своих лодках , но не нашли и следа от тела Цюй Юаня. И вот однажды во время поисков они увидали, как дракон поднялся из реки и бросился обратно, а на теле дракона был кусок одежды Цюй Юаня. С тех пор каждый год в один и тот же день народ устраивал празднества в честь поминовения министра.Традиция подавать на стол и дарить цзунцзы происходит от момента, когда рыбаки в надежде, найти тело Цюй Юаня бросали в реку рис, чтобы накормить голодных рыб и не дать им съесть тело погибшего
По китайским поверьям, змей-лун обитает в реках, озёрах и морях, но способен и взмывать в поднебесье. «Дракон может направлять тучи и дождь. Он вдыхает воздух и выдыхает облако». Это, наверное, одно из самых важных его качеств: драконы повелевают стихиями — дождями, ветрами, разливами. Если драконы вступают друг с другом в битву — на землю обрушивается страшный ли-вень. Когда дракон, находясь в небе, хочет пить, он притягивает к себе воду — и на море встают огромные волны и образуются смерчи.
Драконы исстари были для китайцев существами привычными. По свидетельству древнего автора Сымы Цяня, некоторые семьи даже выращивали драконов: «Некий Дун, знавший секрет кормления и приручения, получил от императора Шуня (2255— 2204 годы до нашей эры!) титул „кормящий дракона"».
В образе дракона отчетливо проступают следы божества влаги и дождя, первоначально связанного с культом плодородия. Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э. Раннюю систематизацию знаний о драконах, с критическим заключением, выполнил Ван Чун (1 век н.э.) в трактате "Лунь хэн" 論衡 (гл. Лун сюй 龍虛
.
Начертание иероглифа Л., представляющее собой пиктограмму, изображающую животное с длинным телом и головой, увенчанной рогами (по мнению некоторых учёных — гребнем), обнаружено уже в надписях на гадательных костях эпохи Инь (с XIV в. до н. э.). Существуют предположения о том, что прообразом этих пиктограмм была ящерица (Лю Чэн-хуай и др.), а также о связи образа Л. с крокодилом (голландский учёный де Гроот). Возможно, образ Л. заменил более ранние представления о тотеме — змее, ящерице или крокодиле.
Первое изображение китайского дракона, сложенное из мелких речных раковин, насчитывает около семи тысячелетий. Оно обнаружено в провинции Хэнань.
Внешне китайского дракона описывают через подобия: голова верблюда, рога оленя, глаза демона, шея змеи, чешуя карпа (чешуй должно быть 81 или 117), когти орла, лапы тигра и уши коровы. Однако на изображениях часто заметно расхождение с этим описанием. На голове драконов находится их важнейшая принадлежность — шишка на макушке, благодаря которой они могут летать без крыльев. Однако её на изображениях можно увидеть нечасто
Размеры китайских драконов — от метра до более 300 метров у Великого Цзянь-Тана
Самки китайских драконов откладывают яйца, но некоторые детёныши вылупляются через тысячу лет. Их рождение сопровождается разгулом стихии: мощными метеорными потоками, грозами и крупным градом
Китайцы разделили драконов на группы, в которых каждая порода имеет свои отличительные характеристики. Появились четыре главных брата-дракона Лун-Ван: Ао-Куан, Ао-Цзюнь, Ао-Шунь и Ао-Цинь
Основные породы дракона следующие:
Тяньлун — Небесный дракон, который охраняет чертоги богов и возит их на колесницах.
Фуцанлун — Дракон скрытого сокровища, который стережёт под землёй драгоценные камни и металлы и волнует землю вулканами.
Дилун — Земляной дракон, который заведует морями и реками.
Инлун — Божественный дракон, от которого зависят погода, ветер, дождь и который гремит с неба громом.
Последние два вида дракона в народном воображении срослись в фигуры царей драконов, которые имеют тело человека и голову дракона. Живут они в морях на востоке (Восточно-Китайское море), юге (Южно-Китайское море), западе (Индийский океан) и севере (вероятно, Байкал).
Другие породы драконов: цзюлун — чешуйчатый дракон (синий), инлун — дракон с крыльями, цзюлун с рогами (синий), безрогий чжилун (красный, белый и зелёный), паньлун, связанный с землёй. Китайские драконы могут быть также чёрного, белого, красного или жёлтого цвета, среди которых последний считается главнейшим. Каждый дракон рождается из золота того же цвета, что и его шкура. Возраст дракона также можно определить по цвету шкуры. Жёлтым, красным, белым и чёрным драконам — тысяча лет, синим — восемьсот.
Драконы могут менять свои формы, в том числе принимать человеческий облик. По верованиям китайцев, их отпугивают или контролируют листья кельрейтерии метельчатой (мелии иранской), пятицветная шёлковая нить, воск, железо или многоножка
Не только простые люди, императоры, мандарины, полководцы, писатели и художники, но и серьезные ученые верили в существование доб-рых чудовищ и даже могли это логически доказать. Один «современник драконов» Ван Чун рассуждал таким образом: «Дракон имеет форму. Если он имеет форму, то может двигаться. Если он движется, то должен есть. Если он ест, то имеет материальную природу. Существо, имеющее матери-альную природу, реально».
В древних мифах так объясняется популярность дракона. Однажды в море заболел царь драконов. Никто из водного царства не смог вылечить его и царю-дракону пришлось в облике древнего старца отправиться к людям, но никто из врачей не мог определить, что у него за болезнь. Наконец он попал к знаменитому лекарю, который по пульсу старика обнаружил, что его сердце бьется совсем не так, как у людей. Старец признался, что он царь драконов. Врач заявил, что определить и вылечить болезнь он сможет, если старик снова превратится в дракона. В условленный день врач пришел на берег моря и дракон появился над волнами. Врач осмотрел дракона и обнаружил, что под его чешую заползла сколопендра, которая причиняла ему сильную боль. Врач вытащил сколопендру и боль прошла. В знак благодарности за исцеление царь драконов обещал ниспосылать людям хорошую погоду и благополучие. С тех пор каждый год в День исцеления по всему Китаю исполняется танец дракона.
В Китае засуха и наводнения издавна приносили народу разорение и голод. Помочь в борьбе против стихийных бедствий мог все тот же мифический царь-дракон. При засухе местные жители исполняли ритуальный танец дракона, умоляя его ниспослать дождь. В честь дракона происходили многочисленные религиозные процессии, особенно во время засухи. Обычно фигуру дракона, сделанную из голубой ткани и освещенную фонарями, торжественно проносили по улицам города. Танец дракона исполнялся под звуки гонга, бой барабанов и разрывы хлопушек. Рядом с чудовищем несли знамена разных цветов. Желтые и белые – это ветер и вода; черные и зеленые- тучи. Один из участников процессии нес на коромысле ведра, наполненные водой, окроплял прохожих и приговаривал: «Приди, о дождь! Приди, о дождь!» На пути процессии раскладывали костры, на которых сжигали жертвенные деньги в честь дракона.
Согласно древним мифам, китайские крестьяне некоторых районов страны с ивовыми венками на голове, с курительными свечами и жертвенными деньгами под звуки гонга направлялись в городской храм дракона, где совершали древний ритуал поклонения и обращались к богам с просьбой о ниспослании дождя:
Пусть большой дождь льет потоком,
А маленький дождь – капля за каплей.
О нефритовый император,
О нефритовый император!
О бог города, О бог земли!
Сжальтесь над нами!
В руках держу я ивовые ветви,
Пусть дождь разольется по всей Поднебесной!
По-китайски эта процессия так и называлась «моление о дожде» - ци-юй. Продолжительная засуха рассматривалась, как отказ дракона послать дождь. Тогда исполняли обряд «бичевания дракона»: по сделанному из глины дракону наносили удары плетью или бамбуковой палкой, требуя послать дождь. Матерчатого дракона разрывали на части, а изображение «царя-дракона» выставляли под палящие лучи солнца, чтобы он на себе испытал, что такое жара.
Судя по обрядам, эти обычаи пришли из очень далекой древности, но, тем не менее, сохранялись вплоть до первой половины двадцатого века. Так, в г. Чаньчуне в 1926 году было совершено подобное моление с участием даже буддийских монахов, и закончилось оно в православном храме, где все вместе коленопреклоненно молили о дожде, что говорит о веротерпимости китайцев. Дождь пошел через три дня.
источники
www.china-voyage.com/2010/04/drakon-v-kitajskoj...
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%...
myfhology.info/monsters/dragon-kitay.html
www.russianshanghai.com/articles/life/post4388
www.epochtimes.com.ua/ru/china/culture/svjashhe...